Передачи "Живого ТелеВидения"
живые передачи


Подари Жизнь


наши партнеры
студия и репетиционная база AUDGARD
студия AUDGARD

Vita TV - телевидение Жизни
медицинское телевидение
Живое радио и ТВ. События. Живые концерты в прямой online-трансляции

ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
(мультикультурная личность в среде собственного творчества и увлечений)

Автор и ведущий Юрий Проскуряков

Роберт Баблоян

7 июня 2008г. 18.00

Роберт Баблоян
«Биография человека — это всё увиденное, услышанное, пережитое и передуманное им в промежутке между первым и последним днём его жизни. Но поскольку никто из нас ни о первом, ни о последнем дне сказать ровным счётом ничего не может, то остаётся только то, что приключилось между двумя этими днями».

Так я написал в предисловии к своей детской книге, вышедшей в 1962 году, в Ереване, под названием «Трёхколёсный велосипед».

Итак, первый день... Первый день моей жизни пришёлся на 14 мая 1935 года. Городом-колыбелью стал Ереван. В 1946 году, окончив 4 класса армянской школы имени X. Абовяна, пересев в шестой вагон (билет сохранил) поезда с громко чихающим паровозом, я через пять суток оказался, как тогда говорили, в столице мирового пролетариата, Москве. Так я стал жителем двух городов: Москвы и Еревана; нога — здесь, душа — там. Иногда наоборот. И так по сей день.

— Тебе скучно? — спросил меня директор 78-ой московской школы, пытаясь определить, в какой класс посадить. Перебирая знакомые русские слова в памяти, я ответил:

— Спасибо, я кушать нет...

Предложили начать с нуля. Расплакался. Посадили снова в четвёртый. Остался на второй год. Так что я три года сидел в четвёртом классе, но дважды переходил в пятый.

Пришлось заняться русским языком. И не только дворовым. Поступил на филологический факультет МГУ. Закончил.

С детства мама-фармацевт мечтала видеть во мне Леонардо да Винчи. Папа — музыкант — Пушкина.

После слов преподавателя Нюренберга по истечении четырёх лет занятий в изостудии: «Мальчик ты хороший, но способности средние»,— на лестничной клетке я сжёг все свои рисунки и ...ринулся на сцену. Сначала танцевал, потом читал: сначала чужие, потом свои произведения. Художником не стал, стал о них писать и собирать их работы, но в возрасте Христа рисовать начал снова. В каждый свой юбилей, в 40, 50, 60, устраивал Персональные выставки своих любительских рисунков. В основном это были портреты людей, с которыми общался в периоды работы в журнале «Пионер», в издательствах «Радуга», «Малыш», «Профиздат» и т.п. (Нынче — Заместитель главного редактора газеты «Ноев ковчег»). Среди них: Мартирос Сарьян, Мариэтта Шагинян, Паруйр Севак, Н. Никогосян. С. Михалков, Е. Евтушенко, Май Митурич и т.д. Иногда рисовал их родственников: дочь И. Бабеля, сына Сергея Есенина, сына Льва Кассиля, сестру Егише Чаренца. Есть и такие портреты: Пётр Шелест, Владимир Шаинский, Архиепископ Тиран, Наталья Дурова и др.

«Пушкиным» тоже не стал, хотя и учился у великого «пушкиниста» — профессора Бонди.

После первой стихотворной книги «Опасные забавы» (Ереван, 1970] мысли и чувства рифмовать перестал. «Пошёл в»... прозаики. Одна за другой стали выходить книги: то в Ереване то в Москве, то на армянском то на русском, то для взрослых то для детей, а то и для ещё не найденных издателей и читателей. Выпустил их больше дюжины. Все тонкоплечие, но в карман влезут не все. В своё время переводил книги друзей. Потом стали переводить (и не только друзья) и издавать меня на других языках. Так мои сочинения вышли на узбекском, азербайджанском, каракалпакском и даже на японском («Кукла Клоуна». Токио, 1996 г.) языках. Мечту родителей до конца не выполнил, но увековечил их имена: Завен — сын (1971 г.) и Арпинэ — дочь (1981 г.). Оба пошли по параллельной со мной стезе. Сын — философия, дочь — журналистика.

«Между этими двумя днями» — первым и последним — пришлось немного попутешествовать. Побывал во всех бывших союзных республиках (кроме Карело-Финской ССР). Ездил, плавал (или летал) «до самых до окраин». Слева Мурманск, справа Владивосток. Заполняя анкеты для выезда за рубеж, писал, где бывал: Польша, Чехословакия, Югославия, Италия, ГДР, Япония. А недавно, в 2006 году, побывал и в США: Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анжелес, Лас-Вегас. Эти поездки иногда «рождали» новые рассказы или книги. Так, объехав более полусотни украинских городов, я написал книгу «В гостях у братьев» (Ереван, 1973 г.), после ГДР повесть «Конверт с чёрным утёнком» (рассчитываю издать в третьем тысячелетии), после Японии «По обе стороны Фудзиямы», правда в соавторстве с моим героем (Москва, изд-во «Воскресенье», 1999).

Будучи российским армянином, я одно из своих предназначений видел в служении двум народам: тому, кто меня породил, и тому, кто вырастил и вскормил. Потому не только пером, но и словом «перекидывал мостик» между армянским и русским народами.

Планы? Планов «громадьё»!

Последний день?

Я уже сказал, что о последнем дне своей жизни никто из нас сказать ровным счётом ничего не может. О своём первом дне жизни я уже написал. А вот о первом дне своего пребывания в Москве расскажу сейчас.

Это было 1 июня 1946 г.

Позже этот день объявили праздником — Международным днём защиты детей.

Так что мои московские друзья в этот день могут меня поздравить ещё раз со вторым, московским. Днём моего рождения. Заранее спасибо!

Из книги «На пороге XXI века». (М. «Московский Парнас», 1999, том.1,стр.46)

Мартирос Сарьян
Мартирос Сарьян

рисунок Роберта Баблояна