[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

В авторской программе «Прямой диалог» ПРОЕКТ «ДЕТИ-СИРОТЫ»

23 января 2007 г. в 17.30

Автор проекта: Бигус Алексей Леонтьевич.

Внебюджетный Проект «Дети-сироты» отвечает требованиям четырёх национальных проектов и решает, в части его касающейся, проблемы подъёма сельского хозяйства, развития профессионально-технического образования, обеспечения жильём различных и, в частности, льготных слоёв населения и улучшения демографической ситуации в стране. Организуют исполнение Проекта некоммерческая организация «Всенародный Благотворительный Фонд Проекта Дети-сироты» и некоммерческая организация «Потребительское Общество Проекта Дети-сироты».

ВВЕДЕНИЕ.

Смена общественно-экономической формации больно ударила по демографической ситуации в стране, разрушив привычное представление у населения о семье, браке и детях. В результате, наряду со снижением рождаемости и повышением смертности, миллионы детей оказались без попечителей (по данным средств массовой информации их насчитывается 5 миллионов) и тенденция увеличения их численности в среднем на 20 тысяч ежегодно сохраняется ( по официальным данным в 2002 на попечительство государства поступило 127090 детей, в 2003 году -128951 детей, в 2004году -132505 детей, всего в 2005 году их насчитывалось 780000). Ставка руководства страны на размещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приёмных семьях, решает проблему частично. Не многие дети, достигшие десятилетнего возраста, предпочтут неизвестность приёмной семьи, - свободе в детском доме. Да и проблема трудоустройства детей из приёмных семей и из детских домов, после окончания школы, однозначна. Какому работодателю нужен молодой человек без специальности, без жизненного опыта, а то и с ограниченными умственными способностями? Таких среди брошенных детей более половины. Куда проще взять гастербайтера. Таким образом состояние ненужности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наступает после достижения ими совершеннолетия, когда опекуны (Мин. обр. и науки, Минздрав и соц. развития, приёмные семьи.) от детей избавились, а жизненного применения они не нашли. Поэтому 90% детей, ставших совершеннолетними общество теряет, - 40% становится наркоманами, 40% - уголовниками, способными в любой момент пополнить ряды международных террористов, а 10% кончает жизнь самоубийством. И не удивительно, новой общественно-экономической формации свойственны антисоциальные явления, такие как безработица, коррупция, массовая бедность, терроризм, наркомания и другие, которые для молодого человека, не имеющего поддержки взрослых, сложно преодолеть.

Практика показывает, что в тех детских домах, где дети привлекаются к труду и освоению производственных специальностей с начальных классов, там все выпускники, как правило, устраиваются в жизни.

Проект «Дети-сироты» предлагает вариант реформирования существующей системы содержания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранивших трудоспособность.

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ.

Прежде чем приступать к реформированию старой системы содержания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо проанализировать обстановку в которой оказались обездоленные дети, детские социальные учреждения и их выпускники. Это:

•  полное безразличие государства к устройству жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (миллионы бездомных детей бродит по улицам в поисках еды и приключений, их считают работники средств массовой информации, милиция, другие органы, а мер никаких ) ;

•  отсутствие учебной программы и учебно-производственной базы для организации трудового воспитания и приобретения необходимого жизненного опыта;

•  отсутствие не только высокой производственной квалификации, гарантирующей соответствующий запросам молодого человека заработок, но и каких-либо самостоятельных трудовых навыков;

•  потеря выпускниками, при получении квартир, привычной поддержки педагогов и товарищей (при предоставлении жилья выпускнику этот важный фактор для адаптации в общество ни кем не учитывается);

•  отсутствие материальной поддержки, особенно в первый год самостоятельной жизни, что ведёт, как правило, к потере квартиры и преступлениям;

•  отсутствие житейских навыков, даже в приготовлении пищи, элементов благоустройства жилья и материальной поддержки при возникновении каких-либо жизненных осложнений;

•  отсутствие органов осуществляющих наставничество в период жизненного становления;

•  отсутствие интереса к жизни, в которой присутствуют только одни сложности и нет никакой перспективы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ

(КАК СПАСТИ СИРОТ)

Во времена СССР насчитывалось всего 50000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При поддержке комсомольской, профсоюзной и партийной организаций Министерство образования успешно справлялось с задачей по воспитанию и обучению детей до получения ими среднего образования. Далее эстафету по жизненному сопровождению детей принимал трудовой коллектив , ВУЗ, техникум или военное училище. В настоящее время находится на попечительстве государства 780000 детей, это более чем в 15 раз больше, чем в советское время, ждут очереди на попечительство ещё несколько миллионов детей, а в попечителях от государства всего два министерства, без какой-либо общественной поддержки. Не удивительно, что груз в 30.000.000.000 рублей тяжеловат для рационального использования, поэтому детские дома, особенно в глубинке, забыли такое понятие, как ремонт. Переваливание ответственности за содержание детских домов на региональные плечи значимой пользы не принесёт, особенно в дотационных регионах и штопанье дыр будет продолжаться, отражаясь на психике, прежде всего, детей и педагогов.

Проект «Дети-сироты» предлагает и зменить порядок закрепления детских социальных учреждений и передать на попечительство детей-сирот с объектами их размещения и нормами бюджетного ассигнования, следующим заинтересованным министерствам:

•  детей дошкольного возраста, хронически больных и инвалидов, – Министерству здравоохранения и социального развития;

•  детей одаренных, – Министерству культуры…;

•  детей, выразивших интерес к воинской службе, подходящих по состоянию здоровья определить в кадетские корпуса и в воинские части в качестве воспитанников на попечительство Министерства обороны, МВД, МЧС и ФСБ;

•  остальных детей, образующих трудовой резерв, передать Министерству регионального развития РФ.

Предлагаемое распределение ответственности за судьбы детей предаст детскому вопросу всенародную значимость, позволит в кратчайший срок избавиться от такого позорного явления, как детская беспризорность, целенаправленно использовать бюджетные средства и конечно, сохранить для общества жизни и судьбы миллионов детей России.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Главной задачей Проект «Дети-сироты» является объединение усилий всех слоёв населения, общественных, политических организаций, конфессий и коммерческих структур страны на организацию и проведение всенародного мероприятия по предотвращению роста численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противном случае стране грозит деморализация общества, которая закончится демографической катастрофой.

Основным мероприятием по выполнению главной задачи Проекта может быть,- создание, без образования юридического лица, Всенародного общественного движения патриотов под конкретным наименованием ,- «Союз Спасения Сирот России».

Главным мероприятием Движения может быть объявление 2007 года – Годом спасения сирот России под лозунгом: «Спасём детей-сирот, - возродим Россию!» и проведение в течение года всенародного «марафона» по сбору пожертвований на создание в каждом субъекте федерации нового детского формирования, – детский учебный комплекс (основное учебно-производственное формирование Проекта «Дети-сироты»), который предусматривает:

•  размещение детей в приёмных семьях и в детских домах семейного типа;

•  всестороннее физическое и интеллектуальное развитие;

•  создание собственной производственной базы предназначенной для ведения полного комплекса сельхозработ и реализации продукции на основе передовых технологий

•  закрепление за детьми земель сельхозназначения, с передачей в собственность после создания полноценной семьи;

•  самоопределение в выборе профессии и условий жизни после получения профтехобразования;

•  постройку перспективного жилья, – комната на двоих, полкоттеджа на молодую семью, коттедж – на полноценную семью, родовое поместье;

•  обучение сельхоз и строительным профессиям с последующим трудоустройством;

•  материальную поддержку при начальном обзаведении, развитии личного хозяйства, чрезвычайных ситуация, смене места жительства, профессии и продолжении учёбы;

•  вступление в потребительское общество дающее право на беспроцентные ссуды и другие льготы;

•  достойные условия жизни в общежитии престарелых и инвалидов, оставшихся без попечения родственников.

Каждый детский учебный комплекс, создаваемый в благодатных уголках родной природы, владея передовой техникой, технологиями, элитными породами растений и животных будет очагом культуры земледелия, животноводства, птицеводства и промером кооперативного хозяйствования в каждом субъекте Федерации

. Основными сборщиками пожертвований могут и должны выступить партии и конфессии - главные идеологические структуры страны. Возрождение системы воспитательной работы посвященной единой цели и традиции благотворительности, возродит патриотический дух народа, укрепит его веру в руководство страны и лучшее будущее России.

МЕСТО И РОЛЬ ПРОЕКТА «ДЕТИ-СИРОТЫ»

в национальных проектах и создании новой системы содержания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранивших трудоспособность.

Проект предусматривает реформирование существующей системы содержания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём проведения следующих мероприятий:

•  Осуществлять подход к решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не как к обузе государства, а как к кадровому резерву, в котором нуждается страна, её государственные и коммерческие предприятия и прежде всего естественные монополии.

•  Оборудовать детские социальные учреждения всем необходимым для трудового воспитания, приложения детского оплачиваемого труда и обучения производственным специальностям (специализированные классы, цеха, участки и т.д.).

•  Обеспечить выпускникам детских социальных учреждений и воспитанникам приёмных семей рабочие места согласно приобретённых профессий и жильё поблизости от них.

•  Предусмотреть в программах обучения детей в социальных учреждениях дисциплины способствующие адаптации их в общество, а также по ведению собственных хозяйств.

•  Создать систему льготного кредитования детских социальных учреждений на первостепенные нужды и создание собственных хозяйств.

•  Предусмотреть в законодательном порядке закрепление с последующей передачей в собственность земель сельхозназначения детским специализированным социальным учреждениям и их учащимся по местным согласованным нормам.

•  Освободить от налогообложения продукцию, производимую детскими социальными учреждениями и доставшуюся от долевого участия.

•  Для осуществления руководства хозяйственной деятельностью Проекта, поддержки производственных подразделений, обмена между детскими учреждениями продукцией, технологиями, специалистами, машинами, механизмами, кредитования пайщиков на льготных условиях, подготовки и переподготовки специалистов, рационального использования материальных средств, привлечения в объединённое хозяйство тружеников из местного населения, зарубежных компаний и специалистов и т. д., создать международное потребительское общество.

•  Вывести детские социальные учреждения из городов в сельскую местность (подальше от соблазнов и поближе к природе и труду) для содержания и обучения трудоспособных детей.

•  Разделить содержание детей-сирот школьного возраста по половому признаку. (Ежегодно более 3000 девочек от 9 лет вынуждены делать аборты.)

•  Создать региональные учебные центры для подготовки и переподготовки кадров управления детскими домами семейного типа и подразделениями учебно-производственных комплексов.

•  Проводить подбор кандидатур для замещения должностей директоров детских домов и учебно-производственных подразделений на конкурсной основе, передавать им в управление на договорной основе детские дома и учебно-производственные подразделения, дополнительно стимулируя результаты их труда;

•  Создавать при существующих детских домах с содержанием детей от 12 до 15 лет учебно-производственные цеха, мастерские и классы домоводства, а при детских домах с содержанием детей старше 15 лет учебно-производственные филиалы и базы с соответствующей корректировкой учебных программ;

•  Выделять существующим детским домам земельные наделы и оказывать помощь в создании прикухонного хозяйства, обеспечении инвентарём, малой механизацией и т.д.;

•  Организовывать плановое трудовое участие детей в течение года и особенно в период летних каникул в обслуживании и развитии прикухонного хозяйства и в производственной практике на собственных предприятиях и предприятиях местного формирования, на договорной с ними основе, с учётом интересов учащихся;

•  Организовывать создание новых детских домов-детских учебных комплексов, учебно-производственных филиалов и баз, исключительно в Системе Проекта «Дети-сироты» (это будет способствовать снижению общих финансовых затрат, объединению инициативы руководителей учебно-производственных подразделений с централизованным управлением единой системой хозяйствования, включая подготовку, размещение и профессиональное использование кадров из числа выпускников детских домов).

17. Организовать создание экспериментальных детских учебных комплексов, учебно-производственных филиалов и баз совместно с естественными монополиями и бизнесменами, назначенными олигархами, в целях плановой подготовки для них специалистов.

Управлять новой системой будет структура, состоящая из инициативных, прогрессивно мыслящих, высоко образованных и опытных профессионалов Всенародного Благотворительного Фонда Проекта «Дети-сироты», осуществляющего учёт и контроль над управлением образовательным процессом, имуществом Проекта, международным потребительским обществом, отвечающим за непосредственное управление активами Проекта, организацию и руководство её финансовой и хозяйственной деятельностью, моральное и материальное состояние участников системы.

В системе Проекта «Дети-сироты», дети гарантированно получат:

•  постоянную моральную поддержку коллег и системы Проекта;

•  необходимое трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание;

•  трудовые навыки и выбранную ими профессию;

•  образование по способностям с учётом их наклонностей;

•  финансовые накопления на заработанные ими деньги в период производственной практики;

•  перспективное жильё (комнату, квартиру, коттедж) в зависимости от количества членов семьи, в сопредельной с детским домом или производством местности (или в любой другой местности, где находится учебно-производственное формирование Системы);

•  материальную помощь, льготный товарный или целевой денежный кредит;

•  приусадебное или хуторское хозяйство в аренду с правом выкупа;

•  право на выгодное вложение финансовых и материальных средств, в качестве пая в потребительское общество или в осуществляемые им целевые проекты;

•  льготные путёвки для отдыха в зависимости от совокупности трудовых и общественных заслуг перед своим сообществом;

•  престарелые и инвалиды, не имеющие семей, - места в хосписах и реабилитационных центрах Проекта.

От реализации Проекта «Дети-сироты» государство получит:

•  подъём сельского хозяйства на инновационной основе и базу для обучения населения передовым методам хозяйствования в каждом субъекте РФ;

•  возрождение профессионально-технического образования в стране;

•  частичное решение проблем по улучшению демографической ситуации в стране (значительное сокращение случаев суицида и правонарушений среди выпускников);

•  рабочие места для высококвалифицированных кадров в учебно-производственных подразделениях, из числа уволенных в запас военнослужащих, работников правоохранительных органов, беженцев и переселенцев;

•  высококвалифицированные и инициативные кадры из числа выпускников;

•  подготовленных к армейской службе призывников;

•  молодое пополнение для возрождения сельского хозяйства на инновационной основе,- трудовой резерв продовольственной безопасности страны;

•  передовые базы подготовки специалистов для сельского хозяйства и других отраслей;

•  создание гарантированных условий для целевого использования государственных средств, выделяемых для содержания детей;

• решение вопросов содержания инвалидов и престарелых участников Проекта, не имеющих семей.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Детский учебный комплекс

Это - новая модель организации размещения, обучения и адаптации в общество детей, лишенных попечительства родителей, которая выполняет функции детского дома, приёмной семьи, ПТУ и трудового коллектива. Детский учебный комплекс является самодостаточным учебно-производственным учреждением. Он включает в себя: жилой объект коллективного размещения и обучения на 80 детей (коррекционный детский дом) со всей инфраструктурой (смотри ТЭО), учебно-производственную базу – МТС (машино - технологическую станцию, см. ТЭО) для профессионально-технического обучения старшеклассников и ведения полевых, строительных и других работ, 10 (и более) семейных детских домов или приёмных семей на 5 членов семьи и до 10 приёмных детей, а также перспективное жильё для выпускников и преподавательского состава. Детскому учебному комплексу передаётся 1,5 тыс. га. сельхозугодий для обеспечения самодостаточности в ведении хозяйства и учебного процесса, а так же до 5 га. на каждого воспитанника в управление, до достижения им определённого возраста или создания полноценной семьи, после чего ему передаётся в собственность 1 га. земли для создания родового поместья. Механовооруженность МТС позволит обрабатывать до 100 тыс. га. земель из муниципального фонда или собственников, ставших пайщиками потребительского общества Проекта «Дети-сироты».

Детский дом семейного типа

(семейный детский дом или приёмная, патронатная семья)

«Детский дом семейного типа» – это самостоятельное, в системе Проекта, учебно-воспитательное учреждение со своим домом, хозяйством и малым производством, обеспечивающим проживание, быт и финансовые накопления членов «семьи». Все члены «семьи» пользуются не только учебным, культурным, но и медицинским потенциалом Детского учебного комплекса, к которому прикреплены.

Обособленный семейный детский дом (размещённый вне территории Детского учебного комплекса) может быть размещен на местности, где имеется средняя школа. Ему передается в управление малое производство, продукция или услуги которого будут использоваться в данной местности. Малые производства, принадлежащие семейным детским домам, строят свою работу в системе единого хозяйства Проекта и его потребительского общества. Обособленному д етскому дому семейного типа размещённому в сельской местности передаётся в собственность до 30 га. сельхозугодий и до 5 га. на каждого воспитанника в управление, до достижения им определённого возраста или создания полноценной семьи, после чего ему передаётся в собственность 1 га. земли для создания родового поместья.. Обработка земли, закреплённой за учебно-производственными подразделениями, производится МТС (при её наличии) в полном объеме полевых работ, включая уборку и реализацию урожая. По желанию выпускников им может быть построено жильё рядом с местом нахождения детского дома.

Учебно-производственный филиал детского дома

Учебно-производственный филиал – это самодостаточное учебно-производственное подразделение, которое придается при необходимости существующему детскому дому и выполняет функции учреждения профессионально-технического обучения старшеклассников (9-11 класс) детских домов, изъявивших желание объединить обучение в средней школе с профессиональной подготовкой по избранной производственной специальности на базе учебно-производственного филиала. В зависимости от специализации учебно-производственный филиал может иметь свои учебно-производственные базы.

Учебно-производственная база, цех, участок

Это – самодостаточное структурное подразделение Учебно-производственного филиала. Оно создается в целях практического закрепления знаний и приобретения навыков, полученных учащимися в Учебно-производственном филиале детского дома. Учебно-производственная база придается при необходимости ближайшему существующему детскому дому. Она организует трудовое воспитание и практическое обучение подростков (15-18 лет), обеспечивает их всем необходимым для жизни в условиях работы базы и оплачивает их трудовое участие в производственном процессе.

Международное потребительское общество

Это, – не коммерческая структура, которая создаётся и контролируется руководством Проекта. Она предназначена для организации управления, материального обеспечения, сбыта продукции, привлечения кредитных и заёмных средств, организации внешнеэкономической деятельности и осуществления всех коммерческих планов Проекта, его подразделений и пайщиков.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕТИ-СИРОТЫ»

Проект предусматривает создание на первом этапе (в течение шести лет):

•  Детских домов типа «Детский учебный комплекс» - 365 единиц;

•  Обособленных семейных детских домов (в том числе социальное жильё для многодетных приёмных семей Чеченской республики) - 7 000 единиц;

•  Учебно-производственных филиалов – 246 единиц;

•  Учебно-производственных баз – 69 единиц.

На втором этапе (в течение пяти лет):

•  Детских домов типа «Детский учебный комплекс» - 711 единиц;

•  Обособленных семейных детских домов (в том числе социальное жильё для многодетных приёмных семей) - 7086 единиц;

•  Учебно-производственных филиалов – 479 единиц;

•  Учебно-производственных баз – 134 единицы.