[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Хроники счастливых путешествий

25 марта, в 20:00

Счастливое путешествие на Луну…

Луноход

Это было достаточно давно.

Я как-то написал к 1 апрелю текст о том, как наши безымянные герои негласно слетали на Луну, водили там знаменитый Луноход, а потом там и остались (он приводиться ниже).

Интересно, что многие на него тогда «купились» и в редакцию пришло множество писем: от разгневанных до восторженных.

Но реальность всегда оказывается фантастичнее самого невероятного вымысла.

Мой нынешний воскресный гость - настоящий водитель Луноходов…

прототип

Увидеть Луну и не умереть

«…Помните наш “ответ Чемберлену” то есть, тьфу - американцам на запуск первых космонавтов к Луне.

Мы тогда, как всегда, пошли своим путем - отправили к Луне космические танки: “Луноход номер один” и “Луноход номер два”.

И когда те удачно прилунились и пошли бороздить тамошнюю пыль, мир был изумлен.

Особенно американцы и японцы были поражены надежностью советской автоматики и электроники. Ведь от нас такого никто не ожидал.

Но все, к сожалению, было не так однозначно. Это стало ясно после совсем недавних откровений одного из высокопоставленных офицеров КГБ, курировавшим в те героические времена космические исследования в СССР.

Но об этом немного позже. Вначале еще об одной сенсации, послужившей как бы прологом к нашей истории.

Зимой 1988 года один из ведущих астрофизиков Китая доктор Канг Мао-Канг представил на пресс-конференции в Пекине фотографии босой человеческой ступни на лунной поверхности! Несколько позже он обнародовал снимок, сделанный во время прилунения экипажа американского космического корабля "Аполло-11", на котором уже запечатлен целый человеческий скелет.

Исследователь утверждал, что получил данные фотографии от "надежного источника в США".

Канг Мао-Канг напористо заявил тогда так:

- Американцы оказались замешаны в сокрытии тайны глобального и возможно, даже преступного характера. Они скрывали от общественности снимки следа человеческой ноги на Луне в течение 20 лет, а снимок человеческого скелета - еще дольше. То, что было найдено на Луне, является ошеломляющим фактом, но американцы, по-видимому, считают, что больше никто в мире не вправе владеть этой информацией.

Понятно, что заявление астрофизика повергло в изумление экспертов космических и разведывательных служб США. Один из них даже стал скрываться после того, как репортеры осадили его в одном из ресторанов Вашингтона. Официальные лица в США, имеющие отношение к снимкам, привычно отказались комментировать событие даже после того, как им сообщили, что у доктора Канга имеются копии более 1000 фотографий Национального управления по космической аэронавтике (НАСА) с отпечатками босой человеческой ступни и пресловутым скелетом на лунном грунте.

- Я располагаю документами и письмами, доказывающими, что след человека на лунной поверхности был свежим и что скелет, бесспорно, принадлежит человеку. Вопрос в том, каким образом человеческий след и человеческий скелет попали на Луну, - гнул свое ученый. - Это объясняется, очевидно, вмешательством внеземных живых существ, однако мы этого никогда не узнаем, если американцы не сделают достоянием общественности всю имеющуюся у них секретную информацию.

Документы, предоставленные доктором Мао, имели гриф "совершенно секретно" и датировались 3 августа 1969 годом. Это означает, что они были написаны спустя две недели после того, как астронавт Армстронг и Олдрин ступили (заметьте - в ботинках) на лунную поверхность 20 июля 1969 года. Правда, на копиях большие куски текста отсутствовали. И все же даже из имеющихся документов явствовало, что тогда американские эксперты пришли к выводу об отношении внеземных цивилизаций, как" к отпечатку босой ноги, так и к скелету”.

Так как же все это объяснить?

Один из представителей Вашингтона заявил следующее: "Никто ничего не скажет, пока президент не даст на это разрешение".

Исследователи НЛО обратились к президенту США Клинтону, чтобы он представил им секретные фотографии, сделанные экипажем "Аполло-11".

"Сменяющиеся американские правительства держат эту тайну за семью замками, но неизвестно, зачем, - заявлял, ставший в одночасье знаменитым, доктор Канг. - Президент Клинтон сейчас имеет прекрасный случай, чтобы сказать всю правду американскому народу. Оттиски голых человеческих ступней на Луне - это мировая сенсация, и она не должна оставаться в секрете!".

Но, мы попробуем обойтись без ответа американского президента

(Тем более, что все президенты вообще склонны игнорировать прямо поставленные вопросы. А Клинтона вообще тогда беспокоили совсем другие проблемы...)

Потому что мы теперь знаем, кто опередил американских астронавтов. Ответ стал сравнительно недавно известен из интервью с сотрудником КГБ Вадимом Петровым, отвечавшим за безопасность и тайну личности космонавтов-испытателей СССР. И вот здесь мы возвращаемся к началу нашей статьи.

Товарищ Петров выдал следующее:

- Космонавты-испытатели - это вам не летчики-испытатели. О последних мы, по крайней мере, знаем, что они существуют на свете. Даже знаем некоторые имена. О космонавтах-испытателях же, кроме меня, до недавнего времени знали только генеральный секретарь КПСС, шеф КГБ и несколько врачей, конструкторов, операторов. Всего не больше пятнадцати человек. Это была одной из самых больших государственных тайн эпохи застоя, такой она остается и поныне.

И я не могу больше молчать, потому что не могу понять - зачем нужно было городить столько секретов, зачем было скрывать от народа целую плеяду героев, даже саму их профессию замалчивать? Наконец, настали времена, когда страна должна узнать, что существовала целая группа людей, беззаветно преданных своей Родине и готовой для высоких целей освоения космоса на все.

Так что же это были за люди?

- Наш отряд был создан еще до полета Гагарина по инициативе тогдашнего шефа КГБ Семичастного. Тогда у КГБ еще не было уверенности в том, что автоматика, которой оснащали наши беспилотные станции, будет надежна - а на карту в этих полетах ставился престиж Страны Советов. Это было аксиомой: Страна движется к коммунизму, мы всегда выигрываем в хоккей, а наши беспилотные станции должны были летать безупречно и всегда возвращаться.

И вот тогда решили следующее: ставить на некоторые из этих станций пилотный модуль, чтобы находившийся в нем космонавт корректировал выход на орбиту и другие маневры ручным управлением, передавал все сведения на землю по возвращении. Так, по мысли шефа КГБ, обеспечивались двести процентов надежности полета и - отрабатывались системы управления как ручного, так и автоматического.

Понятно, что в отряд набирались только добровольцы из КГБ, вызываемые на собеседование после заочного предварительного отбора. И понятно, что все прошедшие собеседование и все, не попавшие в отряд, всегда давали подписки по форме "три нуля" - означавшую высшую степень секретности.

Я мало знаю о первых полетах этих парней, поскольку сам попал в отряд - только в 1969 году, когда полным ходом велись работы по созданию Лунохода. Но, судя по тому, что к полету на Луну готовились двое 13-й и 14-й номера (им даже имен, кстати, не полагалось, у них были всего только номера!) я полагаю, что до старта Лунохода была уже дюжина испытательных полетов.

Все мы знали, что 13-и и 14-й не вернутся из этого крайне сложного полета Им предстояло, находясь в отдельном модуле рядом с луноходом, сразу после посадки исправить повреждения шасси, отладить настройку солнечных батарей и обеспечить наводку телекамер. Кстати, знаменитые съемки лунохода со стороны были сделаны именно этими ребятами.

... Когда мы провожали 13-го и 14-ю в лунный рейс, многие даже видавшие виды чекисты плакали. Но эти ребята не дрогнули, довели до цели корабль, обеспечили выполнение всех программ. Пожалуй, это самый трагический эпизод в истории космонавтики.

Не знаю, поднесли ли номеру 13 и 14 кубок с вином, и поцеловала ли их напоследок прекрасная девушка, как это было у японских камикадзе, отправляющимися в последний полет-пикирование на какой-нибудь американский линкор за великую Японию.

Или скорее всего, они как мальчики-наци когда-то, которые по-римски просто, без этих пышных восточных выкрутасов, вскидывали руку в последнем приветствии, когда кричали: “Хайль!”, и забирались в кабину бомбы-ракеты “Фау -2”, взлетающей опять же уничтожать что-нибудь англо-американское.

Наши просто в последний раз отдали честь, произнесли: “Служим Советскому Союзу и человечеству!” и ушли в небытие.

Но сравнение с японскими и немецкими смертниками времен Второй Мировой войны, пожалуй, не очень уместно.

Тогда была война и все было просто в целях и поступках, как и положено на войне: убить и умереть самому.

Здесь другое. Я думаю, они были не просто фанатиками-патриотами.

Ведь сама цель была грандиозная и величественная: “Увидеть Луну и умереть”.

Ей-ей, и сейчас, наверное, многие посчитают, что это стоит жизни.

Узнаем ли мы когда-нибудь их имена? Ведь они, в конце концов не бойцы невидимого фронта, да и не фронт это вовсе, как говорилось выше, и не война.

И их подвиг выходит за рамки отдельно взятой страны.

И прав Вадим Петров - страна должна знать и таких своих героев.

Тех, как мы теперь знаем, кто первый ходил по Луне»...

А теперь я представлю вам моего гостя. Встречайте.

  Вячеслав Георгиевич Довгань  — заслуженный испытатель космической техники, кандидат военных наук, профессор, генерал-майор, председатель Центрального совета Союза ветеранов Космических войск.

И соответственно - водитель лунохода.

Я думаю, В. Г. Довгань расскажет не только о том, как он в составе своего экипажа из Центра дальней космической связи осуществлял управление "Луноходом-1" во время его движения по лунному грунту...

Создатели

На групповом снимке группа ведущих сотрудников, принимавших активное участие в создании самоходного шасси «Лунохода» (среди них Довгань): Хаханов Юрий Александрович, к.т.н., инженер (системы обезвешивания); Болховитинов Игорь Сергеевич, к.т.н. (обоснование надежности шасси); Ке­мурджиан Александр Леонович, д.т.н., профессор (главный конструктор самоходного шасси планетоходов); Довгань Вячеслав Георгиевич, один из водителей «Лунохода»; Комиссаров Виктор Иванович, начальник общемашинного КБ (создание машины как комплекса); Сологуб Павел Степанович, к.т.н., начальник отдела общемашинных разра­боток; Корепанов Георгий Николаевич, начальник КБ узловых разработок (редуктор Р-1, ходовая часть, подвеска, торсионы, все узлы, из которых состояло шасси); Гладких Борис Васильевич, к.т.н. (работал в КБ Корепанова Г.Н. в группе ходовой части)

Ждем ваших вопросов в прямом эфире через чат