[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
Александр Костиков «Just Guitar»

Исполнитель: Александр Костиков
Альбом: Just Guitar
Издано: BIG Production

Этот диск останется в истории нашего джаза независимо от того, какую оценку дадим ему мы, джазовые критики и коллекционеры. Дело в том, что Александр Костиков восполнил наконец-то пробел, который десятилетиями существовал в отечественной дискографии – записал сольный джазовый гитарный альбом (на лавры первенства мог бы претендовать также гитарист Игорь Григорьев, чуть раньше тоже издавший сольный диск, но его работа увидела свет в Лос Анжелесе, где музыкант живет последние 12 лет, а значит, к российскому музыкальному наследию имеет лишь косвенное отношение).

Хотя с уверенностью можно сказать, что Александр Костиков входит в десятку лучших наших гитаристов, записывается он совсем немного и пластинки его очень непохожи одна на другую. Он работал в студии и с исполнителями джазовой классики (первая пластинка гитариста вышла еще на виниле), и с авангардистами (год назад был выпущен диск российско-германского проекта GERU, где вместе с Костиковым играет ветеран и основоположник европейского фри-джаза Питер Ковальд), и с приверженцами комерческого поп-джаза (особенно убедительно его гитара звучит на последнем диске трубача Владимира Галактионова).

Знаток джаза Алексей Баташев остроумно отметил как-то, что если джазовый музыкант играет один, он ведет себя так, будто его партнеров просто временно нет. Костиков, словно полемизируя с мэтром, на протяжение всего альбома пытается доказать, что ему никто не нужен, что он все может сделать сам, один, без ансамбля. За 60 минут мы только раз слышим подобие аккомпанемента – 30 секунд гитара звучит в сопровождении контрабаса (в пьесе Чарли Мингуса “Fable of Faubus” использован сэмпл великого контрабасиста). На пластинке нет никаких наложений, никаких студийных хитростей – все сыграно живьем, в реальном времени. Этот диск – образец использования электроники, с которой большинство наших джазменов до сих пор обращается не совсем уверенно. Костиков очень умело, к месту использует и гитарный синтезатор, и миди, и примочки – благодаря этому (во многом) диск интересно слушать – каждая пьеса, каждый эпизод содержит какую-нибудь изюминку (что тем более удивительно, если учесть, что джазовая гитара-соло – в принципе очень скучный жанр, прямо скажем, на любителя). Когда затихают последние аккорды, чувствуешь себя читателем, закончившим толстый неторопливый роман и не желающим расставаться с полюбившимися героями. Однако продолжение этой истории пока не написано.

Андрей Соловьев
dragonjazz.narod.ru